На плечи 24-летнего барона Александра Сергеевича Строганова легла ответственность за развитие семейного бизнеса. К этому времени наследник получил блестящее образование, в которое входил и серьёзный курс изучения промышленных предприятий Европы. В 1746 году старший дядя Александра Сергеевича, Александр Григорьевич Строганов, построил Юго-Камский завод. Опираясь на его успешный опыт, Александр Сергеевич принимает предложение управляющего Фёдора Ваулина и решает возвести завод в богатых лесом очёрских местах. Для кричных горнов молотобойного завода требовалось большое количество древесного угля. Дело оставалось за малым: создать в глухом уголке огромной вотчины новый город-завод.
История
История Очёрского Машиностроительного завода
Принято решение о строительстве завода. По прошению Александра Сергеевича Строганова было получено разрешение императрицы Елизаветы Петровны на строительство железоделательного завода. Её указом от 7 июня 1759 года было начато строительство на нежилом урочище в пяти верстах от деревни Лужково, при слиянии 4-х малых рек: Очёра, Дужковки, Березовки и Травной . Сначала строили казармы для рабочих людей, дома для служащих. Вырубкой леса и устройством плотины руководил Савин, плотинный из Добрянки. Далее занимались возведением стен молотовых фабрик и меховых корпусов, установлением станков, печей для плавки чугуна и кричных горнов. Для общего наблюдения был назначен смотритель из села Дубровского - крепостной Алексей Прядильщиков. Больше всего сил отняла плотина. По тем временам это было одно из крупнейших гидротехнических сооружений на Урале. Землю для плотины добывали вручную: копали лопатами на склоне горы Кукуй и носили на себе, или же возили на тачках и колымагах.
Начат выпуск продукции. С этого года ведет свой отсчет история завода. Александру Сергеевичу Строганову сообщалось, что пущены в действие 4 молота, на коих производится выковка железа. Чугун, из которого производилось железо, доставляли с Билимбаевского завода (ныне Свердловская область) во время весеннего половодья сплавом на барках по рекам Чусовой и Каме до Таборской пристани. Там его перегружали, и затем крепостные крестьяне доставляли его на завод гужевым транспортом. Всего на заводской работе был занят 181 человек, среди них - дворовые, служители, мастеровые и рабочие.
Копань – рукотворный канал, соединяющий реки Чепцу и Очёр. В начале ХIХ века очёрский железоделательный завод графа Строганова, получавший энергию посредством воды, испытывал энергетические трудности. Для более надежного пополнения водой Очёрского пруда было решено переместить в него часть вод из Чепцы при помощи глубокого прокопа. Этот проект был осуществлен силами крепостных крестьян в 1813-1814 годах.
Новым управляющим назначен становой советник Игнатьев. Строгановы поручили ему руководство всем своим имением как человеку многоопытному в горном деле и металлургии. Игнатьев составил обстоятельные планы работы Очёрского и Павловского заводов. Планы предусматривали общие размеры производства, нормативы и заработную плату крепостным мастеровым, которая зависела от производственных издержек и рыночных цен на товарное железо.
Начало строительства каменных цехов, среди них - кричного, токарного, шинокатательного и других. Они были спроектированы А. З. Комаровым, одним из наиболее талантливых архитекторов Урала. Планировка учитывала организацию производственного процесса, сокращая пути движения продукции, создавая удобные условия для работы и уменьшая издержки. Строительство каменных цехов было окончено в 1844 году. Проделанная работа была тяжелой: продолжительность смены доходила до 16 часов и более. За провинности и саботаж строго наказывали.
В 1913 году корпуса Очёрского завода арендовало Оханское земство, создав в них образцово-показательную мастерскую по производству сельскохозяйственных машин и вооружения: молотилок, снарядов, гранат, осей и втулок для артиллерийских двуколок, диафрагм и шрапнелей, ножниц для резки проволоки, тисов, наковален и т.п.
1 октября 1922 года предприятие получило название Государственного завода №5, где был налажен выпуск сельхозтехники. Объем производства теперь уже государственного завода составлял 50 гарнитур в месяц. Кроме того был налажен выпуск навозоразбрасывателей, сенных прессов, льнорастилок, льномялок, льнотеребилок, насосов гидравлических, соломорезок и других изделий для сельского хозяйства. В 1922 году американские тракторы «фордзоны» прошли по Торговой улице (ныне ул. Ленина), у раймага был организован митинг. В настоящее время там находится мемориальная доска, напоминающая о тех событиях.
На протяжении 1930ых – 1940ых годов был налажен выпуск первой продукции для добычи нефти, включавшей в себя битумно-варочные котлы, тележки на гусеничном ходу, станки качалки, буровое оборудование, долота. В годы Великой Отечественной войны было запущено производство изделий военно-промышленного комплекса (120-миллиметровых мин).
Выпущена первая промышленная партия глубинно-насосных штанг. Производственные мощности того периода позволяли выпускать до 300 тысяч насосных штанг в год.
В 1970ые – 1980ые годы активно шла реконструкция завода, строили второй цех по производству насосных штанг. Благодаря этому проводилась газификация Очёра, поскольку вводимое на предприятии оборудование работало на газе. Рабочий день составлял минимум 12 часов. По плану завод должен был выпускать миллион глубинно-насосных штанг в год.
1990-ые годы стали смутным временем для завода, резко упали объёмы производства, шли постоянные сокращения рабочих мест. Многие сомневались, что завод выживет. Несмотря на это, строительство жилых домов продолжалось. Тем не менее, из-за нехватки средств, многие проекты пришлось закрыть, и ряд домов так и остался недостроенным.
Завод становится единственным в России предприятием, чьему производству нефтепромыслового оборудования присвоены международный Сертификат качества Американского института нефти (API), а также сертификат Европейской организации стандартов ISO 9001:1994 (E). Это позволило расширить рынок сбыта заводской продукции.
Внедрена собственная разработка ОМЗ - эксклюзивная технология восстановления насосных штанг. Всего за полгода сотрудничества с ОАО «Удмуртнефть» (подразделение ОАО НК "Роснефть) заказ на восстановление отработанных насосных штанг, прошедших полный технологический цикл производства, вырос с 1670 до 3500 штук.